Суббота, 04.05.2024, 06:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт-портфолио Антоновой Галины Владимировны

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2
Показано материалов: 1-2

По мнению Сухомлинского, ребенок не может быть счастлив, если ему в школе плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего, помочь ему учиться.

С внедрением федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования  является развитие у младших школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Познавательная деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме.

Они у нас вчерашние дошкольники. И потому с  1 класса на уроках провожу почемучкины игры, игры-истории, игры- путешествия- это исследование какого-либо объекта, явления. Эти игры требуют от детей большей самостоятельности и активности в подготовке. В ходе исследования учу больше работать с книгами: словарями, энциклопедиями и другой научно-познавательной литературой, в них ищем нужный нам материал. Мало найти нужную информацию, надо ещё и продумать, как её представить другим(в виде беседы, интервью, сообщения)

Уже с внедрением  ФГОС на смену почемучкиным играм  пришли проектные задачи.

Впервые я  заинтересовалась проектными задачами после лекций Воронцова Алексея  Борисовича, директора  московской   школы.

Кроме этого на всероссийском  педагогическом  марафоне учебных предметов в Москве (2015 г.), я приобрела учебное пособие для 3-4 классов и начала по нему работать.  «Решаем проектные задачи». Автор: Суслов В.Н. Содержание каждой задачи основано на богатом культурном наследии - сказках, притчах, легендах народов мира - и носит воспитательный характер.

 

Прошло немало времени, пока я научила детей работать в группах, слышать и слушать друг друга, а самое сложное - это выбрать того, кто будет выступать с защитой своей проектной задачи. Не всем было комфортно работать с тем или иным учеником. Создавали разные варианты групп, и уже к  3-4 классам дети научились правильно распределять задания по интересам и возможностям, и конфликтных ситуаций стало меньше.Многие учителя,и я в том числе, часто боимся лишнего шума на уроках.А при решении проектных задач, конечно,  без него  не обойтись : дети общаются,ищут пути решения той или иной задачи. И я думаю, что не надо бояться шума на таких занятиях.

2016 год в Чувашии объявлен Годом  человека труда. Поэтому я выбрала тему проектной  задачи, связанную с изучением профессий и ремёсел. Для родителей учеников мы решили показать новую форму работы.

Хочу поделиться своим небольшим опытом работы над проектными  задачами и показать на примере  грузинской сказки «Солнце и дождь».

 

Было у бедняка две дочери. Одну он выдал замуж за пахаря, другую — за гончара. Прошло время. Говорит однажды жена бедняку:

Сходи,  проведай дочерей. Разузнай, в чём они нуждаются, чему радуются.

Послушался бедняк жену. Отправился навестить старшую дочь, у которой муж пахарь. Спрашивает старик, как житьё- бытьё, какой урожай ожидается.

Что тебе сказать? Сам видишь, какая жара, — отвечает зять- пахарь. — Ежели на этой недельке не пойдёт дождь, как есть пропадём — сгорит в поле хлеб!

Отправился бедняк к младшей дочери. Расспрашивает зятя-гончара  про его дела, хвалит за усердие:

Посуды много понаделал. Продашь на базаре, будет чем жить зимой.

Как тебе сказать, — говорит зять. — Ежели ещё с недельку постоит жара, просохнут мои миски и кувшины. Тогда никакая зима не страшна. А ежели польёт дождь, пропадём мы совсем!

Вернулся бедняк домой.

-Ну, как наши дочери живут-поживают? — спрашивает жена.

На этой неделе или старшая дочь у нас по миру пойдёт, или младшая, — отвечает ей муж.

Описание проектной задачи

Друзья! Выполнив предлагаемые задания, определите, пойдут ли по миру (то есть разорятся) гончар и крестьянин из грузинской сказки. Представьте, что вы обладаете властью в той стране, где живут гончар и крестьянин. Какое бы вы приняли решение, чтобы увеличить доход гончара и крестьянина и улучшить жизнь их семей? Используя данные, полученные при выполнении заданий, сделайте расчёт ваших предложений по улучшению жизни крестьянина и гончара в виде таблицы.

В сказке идёт речь о тяжелой жизни гончара и крестьянина. Была проведена и подготовительная работа, нужны были костюмы и репетиции по инсценировке. Тем более это было открытое мероприятие. Так как проектная задача принципиально носит групповой характер, все 30 детей в классе были распределены в группы по интересам и способностям.

1 группа- инсценировали сказку

2 группа- определили и подготовили  сообщение, пойдут ли по миру гончар и крестьянин

3-5 группы – решали проектные  задачи в нестандартной ситуации.

6 группа- выступили с сообщением « Что нужно сделать, чтобы увеличить доход гончара и крестьянина и улучшить жизнь их семей?»

 С 20 гектаров своего надела крестьянин получил 828 центнеров кукурузы. 2500 кг кукурузы он оставил на семена и на муку, тремя центнерами расплатился за обмолот початков, а остальное зерно продал по 6200 лари (денежная единица) за одну тонну. В конце года он уплатил налог на землю (за каждый гектар земли по 1000 лари) и налог на прибыль (с полученного зерна 500 лари за 1 ц продукции). Сколько лари осталось у крестьянина?

 Гончар изготовил в тёплое время года 150 изделий и продал их в среднем по 130 лари (денежная единица) за штуку. Ежемесячно он оплачивал 600 лари за 2 телеги дров для обжига изделий и 50 лари за подвоз глины. В конце года заплатил налог с каждого проданного изделия по 30 лари и налог за пользование недрами (глиной), водой в сумме 500 лари. Каков сезонный доход гончара?

для У крестьянина и гончара сезонные работы. Семье гончара с 1 октября по 1 апреля и семье крестьянина целый год нужно прожить на заработанные деньги (лари). У семьи гончара ежемесячный расход составляет 1500 лари, а у крестьянина — 3500 лари (с учётом содержания тягловых животных). Смогут ли прожить гончар и крестьянин со своими семьями до начала продаж зерна и гончарных изделий при том доходе, который они получили?

5 группа только в том случае  может  решить свою задачу, если со своими задачами справятся 3-я  и 4-я группы, поэтому ответственность была большая.3,4,5 группы  сделали расчёт предложений по улучшению жизни крестьянина и гончара в виде таблицы. И все группы  получили в итоге  конечный результат,  

Хочу сказать, что проектные задачи не только  увлекают, но и заставляют работать всех, так как конечный результат,  т.е. «продукт» зависит от работы каждого члена группы.

Решать проектные задачи  нужно,  прежде всего,  для того, чтобы в среднем звене  легче было выполнять  большие проекты. Работа над решением проектной задачи требует метапредметного подхода: мы использовали знания учителей обществознания и математики старшего звена, библиотекаря, родителей. Надеюсь, что все они также получили огромное удовольствие от такого вида деятельности.

Решая проектные задачи, я помогаю ученикам овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к данному  виду деятельности.

И свою статью хочу закончить словами Л.Выготского  «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Мои статьи | Просмотров: 234 | Добавил: apcenteva | Дата: 09.07.2016 | Комментарии (0)

   В данной школе я работаю учителем начальных классов 28 лет. На протяжении этих лет моим девизом было высказывание В.Сухомлинского: "Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний".Поэтому я стараюсь всячески поддерживать и поощрять вопросы детей, собирать их и учить находить на них ответы.

     А самые любопытные ребята, я считаю, учатся в начальном звене школы. В этом возрасте у младших школьников на главном месте выступает познавательная деятельность: они задают много вопросов, а вопросы- это признак любознательности, познавательной активности.

    Познавательная деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Они у нас вчерашние дошкольники. И потому часто в 1 классе на своих уроках провожу почемучкины игры, игры-истории, игры- путешествия- это исследование какого-либо объекта, явления. Эти игры требуют от детей большей самостоятельности и активности в подготовке. В ходе исследования учу больше работать с книгами: словарями, энциклопедиями и другой научно-познавательной литературой, в них ищем нужный нам материал. Мало найти нужную информацию, надо ещё и придумать, как её представить другим (в виде беседы, интервью, сообщения)Задачи таких игр- развивать любознательность детей, инициировать их вопросы, учить видеть проблемы в жизни, в книгах, побуждать к наблюдению, анализу окружающего мира. Со 2-го класса игры-путешествия сменяются исследовательской работой.

    В первые годы темы исследований предлагала сама, но учитывала при этом интересы, потребности и запросы детей. Проводила индивидуальные консультации с родителями тех детей, которые изъявили желание участвовать в таком незнакомом, неизведанном пока деле. Темы окончательно утверждали на последнем родительском собрании 1-го класса. В течение лета дети с помощью родителей собирали информацию. Работа эта проводилась по такому плану:

а) найти книги о том, что исследуешь;

б) спросить у других людей;

в) познакомиться с кино-телефильмами по теме своего исследования;

г) обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет;

д) понаблюдать

е) провести эксперимент.

    На первом родительском собрании во 2-ом классе родители получили инструкцию для дальнейшей работы. Обработали полученную информацию. Когда были собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг, проведены наблюдения и эксперименты, начиналось оформление работы.

   Впервые меня как учителя, исследовательская работа заинтересовала в 2000 году. Я присутствовала на 2-й  школьной НПК среди школьников старших классов и тоже загорелась желанием что-то исследовать. В то время я вела  часы по курсу "Мой город"и  решила начать с театра им.М. Кошкинского, с 2-мя учениками: Семёновым С. и Чучаковой Т. мы посетили  народный театр в ДК им.П.П. Хузангая, взяли интервью у режиссёра Паниной Н.Т.Как оформлять свою работу наглядно мы узнали в музыкальном лицее им.Лебедева, побеседовав с  педагогом Гавриловой Р.А.В школьной конференции мы стали призёрами в своей секции. Через год начала готовить уже младших школьников.         

      Желающих выступить сначала было мало. Я  нашла, думаю, общий язык с родителями. В 2005 году во 2-м классе первопроходцами были Селин В. и Смирнов А.. Оба интересовались математикой, наверное потому и выбрали темы:"История мер измерения "и "Деньги, денежки, копейки".На следующий год к ним примкнула и Л. Егорова с работой "Национальная одежда моих предков".Это были мои и их первые шаги в науку. В.Белинский писал :"Человек страшится того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх".Тогда, действительно, было волнительно и страшновато.

     Легко работать с учениками, которые владеют азами проектной деятельности. Уже в 3 классе Смирнов А. стал победителем 1-й городской научно-практической конференции младших школьников" Юный магистр".Выступление Саши было ярким, эмоциональным и запоминающимся, это отметила компетентная экспертная комиссия. В её состав вошли научные сотрудники столичных вузов, ведущие специалисты ГОРОНО ,ЧРИО и учителя гимназии №4 г.Чебоксары. Саша был награждён дипломом 3 степени.

    Трудностью в работе тогда стала  подготовка мультимедийного сопровождения выступления. Диаграммы и таблицы мы рисовали на листах ватмана. С этой работой  Саша выступил трижды, но каждый раз она дополнялась и шире раскрывалась.

    Участие в 4-ой научно-практической конференции  школьников "В поисках истины" в Центре"Интеллект"дала также хорошие результаты: Антонова И." с работой "Береги здоровье смолоду" победила в номинации"Ораторское мастерство".Смирнов А. в номинации"Золотое перо".Обе работы были признаны лучшими в этих номинациях.

    Следующими победителями школьной конференции стали первоклассники Миронов Н. с темой "Мир вещей. Мыло" и Требенок П. "Мир вещей. Носовой платок». В ходе исследований они узнали, что мир вещей весьма разнообразен и многолик.

    В прошлом году в школьной конференции участвовали 3 учащихся моего класса: Надеждин Р., Миронов Н. и Михайлова Д. Все они стали призёрами. Михайлова Д. своё исследование приурочила к Году Учителя и 65-летию Великой Победы. К сожалению, в городской конференции мы были только участниками. В следующем  году Михайлова Д. и Грачёва С. успешно выступили в районной НПК во Дворце Детского и Юношеского творчества и стали дипломантами 1-й степени. Кроме этого,  Грачёва С. завоевала 1 место в Сельскохозяйственной Академии в НПК"Дни школьной науки"с работой "Мой ласковый и нежный зверь".

    С каждым годом интерес к исследовательской, проектной работе растёт как со стороны учащихся, так и со стороны родителей. В 2011-2012 учебном году  Кириллов Н."стал победителем школьной НПК, прошёл в очный тур городского НПК и завоевал 1 место в Сельскохозяйственной Академии в НПК"Дни школьной науки"с работой «Второй хлеб-картофель».

    В 2012-2013 учебном году 10 учеников-первоклассников выступили в школьной НПК ,7 из них стали призёрами. Работы Рахматуллиной С., Дмитриева С.и Баганова М. были рекомендованы для выступления в городской  НПК.

    Я считаю, что участие в таком виде исследования развивает способность и умение самостоятельно думать, мыслить. Это даёт возможность детям приобрести навыки публичных выступлений, вселяет в себе уверенность.

В ходе работы возникает много вопросов, решение которых зависит напрямую от нас ,от учителей. В чём именно я вижу роль учителя в исследовательской работе?

1.выбор с детьми какой-либо области интересующих их объектов и предметов окружающего мира, т.е. актуальной темы исследования;

2.указание источников, в которых можно найти ответы на вопросы;

3.определение системы работы;

4.сбор нужной информации;

5.консультации учеников и родителей;

6.выбор приёмов познания явлений окружающего мира.

   Приобщение к самостоятельной исследовательской деятельности- это возможность воспитания творческой, мыслящей, свободной личности.

   Практика показывает, что необходима помощь в обработке собранной информации, оформлении работы, мультимедийном показе.

 

 Особая роль отводится психологической поддержке ученика во время публичных выступлений. Одним словом- роль учителя важна на всех этапах исследовательской работы с учеником, т.е. от "А" до "Я".Тогда обеспечен успех. А победа достаётся тем, кто больше знает, много читает, многим интересуется и стремится к ней. 

Мои статьи | Просмотров: 226 | Добавил: apcenteva | Дата: 09.07.2016 | Комментарии (0)

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz